190103, г. Санкт-Петербург, Рижский проспект, дом 3, литер Б, этаж 2, помещение 16, 17, 18, 19, 23

09.10.2019

Правительству представили Стратегию развития стройотрасли

Минстрой представил правительству проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Среди ключевых задач, указанных в Стратегии,— увеличение роли строительной сферы в российской экономике: согласно базовому сценарию, вклад строителей в ВВП должен вырасти с 6% (в 2018-м) до 7,8% (в 2030 году).

Обеспечить данный показатель планируется за счет существенного наращивания объемов строительных работ — в денежном выражении более чем вдвое, с 8,4 трлн руб. в 2018-м до 19,6 трлн руб. в 2030 году. Ввод жилья в деньгах должен вырасти с 3,8 трлн до 9,3 трлн руб., объём инвестиций в строительство – до 14,2 трлн рублей.

Среди приоритетов жилищного строительства Минстрой называет переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды за счет применения стандартов комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земель.

Ключевым фактором развития жилищной сферы в министерстве считают накопленную ранее потребность населения в улучшении жилищных условий. По данным на конец 2018 года, на одного россиянина в среднем приходится 25,8 кв. м общей площади жилья. Несмотря на то, что этот показатель за восемь лет подрос на 14,2%, Россия всё равно заметно отстает даже от стран СНГ и БРИКС, не говоря уже о развитых европейских странах. Например, в Китае на одного человека приходится 40,8 кв. м, в Бразилии — 32,3 кв. м, в Армении — 31,9 кв. м, а в Белоруссии — 27,3 кв. м. Ожидается, что в 2024 году для РФ показатель составит уже 28–30 кв. м на человека, а в 2030 году — свыше 30 кв. м.

Стимулом для улучшения жилищных условий Минстрой считает доступность покупки жилья минимум для половины российских семей — за счет собственных или заемных средств. К 2024 году ипотечные ставки должны снизиться до 8% (и менее), что, по мнению Минстроя, обеспечит необходимый объем платежеспособного спроса на строящееся жилье. К 2030 году, по министерским расчётам, ставки снизятся до 6,9%.

Зато в 10 раз увеличатся показатели по расселению аварийного жилого года: к 2025 году будет расселено 11,98 млн кв. метров аварийного жилья, к 2030 году не расселенного аварийного жилищного фонда в стране не останется.

Прорыв ожидает и институт строительной экспертизы. Доля проектов, по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение, к отчетному периоду составит 70%, а документация, разработанная с применением технологий информационного моделирования, — 50% от общего объема документации, представленной на экспертизу.

Кроме того, до 75% запланировано увеличение доли объектов, построенных с применением типовых проектов, разработанных на основе информационных моделей многократного использования. Эта мера повлечет значительное сокращение (с 10 до 2 тысяч) числа обязательных требований при проектировании и строительстве.

Не обойдется без позитивных изменений и в системе государственных закупок. Здесь ожидается смещение баланса при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции». В 2030 году закупки, осуществляемые с применением новых подходов к оценке участников закупок, составят 90%.

Институту строительного саморегулирования в Стратегии отведена глава, связанная с системой допуска на рынок строительных работ и услуг. Цель данной системы, обозначенная в Стратегии, — «выдавливание» с рынка недобросовестных компаний при минимальном давлении на бизнес и максимальной доступности прохождения обязательных процедур. Результатом развития саморегулирования в строительстве станет усиление влияния СРО и их национальных объединений на формирование механизмов регулирования строительного рынка с понятной долей ответственности за результаты этой работы.

Для достижения этого в Стратегии сформулирован ряд задач:

- Во-первых, необходимо исключить возможность дублирования лицензии и допуска СРО на один и тот же вид деятельности.

- Во-вторых, следует внедрить практику признания органами государственной власти результатов деятельности саморегулируемых организаций. Органы госнадзора (как на федеральном, так и на региональном уровне) должны на основе утвержденных критериев заключать со СРО соглашения, подтверждающие эффективность деятельности СРО и отказ со своей стороны надзирать за её членами. К 2022 году доля СРО, охваченных такими соглашениями, должна составить 10%, к 2030-му – 40%.

- В-третьих, следует повысить уровень доверия потребителей к системе саморегулирования в строительстве. Это позволит включить потребителей в механизм предъявления запросов и требований к строительной деятельности через институт саморегулирования, включая имущественную ответственность. «Это, в свою очередь, позитивно скажется как на деятельности СРО по созданию стандартов и правил работ, так и на востребованности механизмов имущественной ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов», — утверждается в Стратегии.

- Далее следуют разработка методологии рейтингования саморегулируемых организаций и их членов (в 2020 году), ведение дополнительных прав и функций для СРО в отношении вопросов контроля заключения и исполнения их членами договоров подряда, установление четкого перечня видов работ и исключение дублирования обеспечительных мер при выполнении работ в рамках государственных и муниципальных контрактов.

- Также Стратегией предусмотрено создание на базе национальных объединений единого информационного ресурса (реестра) со сведениями об обязательствах членов СРО по заключённым договорам подряда, его интеграция с Национальным реестром специалистов и допуск СРО и нацобъединений к государственным информационным системам — СМЭВ, ГИСОГД, ЕСИА.

Повысить значимость и ответственность специалистов по организации строительного производства планируется кардинальным изменением подхода к формированию НРС. Включать в нацреестры специалистов, согласно Стратегии, следует каждого на своем уровне квалификаций, со своими квалификационными требованиями, трудовыми функциями и ответственностью, которые установлены соответствующими профессиональными стандартами. При этом к формальным требованиям к образованию и стажу специалиста добавится требование к наличию подтвержденной в результате независимой оценки или государственной аттестации квалификации.

Преимущества данного подхода: мотивация специалистов к повышению собственной квалификации; отражение в НРС реального перечня специалистов с учетом различий в уровнях и наименованиях квалификаций; возможность персонализации ответственности за принимаемые решения и т.д., т.п. В 2020 году доля лиц, включённых в НРС, в общем количестве занятых в строительстве организаторов строительного производства (включая ГИПов, мастеров и прорабов) должна составить 24%, в 2022 году – все 100%.

 

Источник: https://ktostroit.ru/news/295749/