Кроме того, он поговорил с журналистами о планах на 2021 год, рассказал о долгостроях "Норманна" и "Дальпитерстроя" и озвучил проблему нехватки рабочей силы.
Больше года назад Игорь Креславский ушел из строительного бизнеса, чтобы возглавить Комитет по строительству Петербурга. Как прошла адаптация, удалось ли из девелопера стать чиновником — в интервью "Деловому Петербургу".
Сейчас уже можете сказать, почему ушли из бизнеса на госслужбу? Скучно стало?
— Сам по себе строительный бизнес не может быть скучным, потому что там всегда все в движении. Но, тем не менее, в бизнесе все понятно было, а здесь для меня много нового.
Нового — хорошего или плохого?
— Я не могу характеризовать госслужбу понятиями "хорошее" или "плохое". По сравнению с бизнесом здесь процессы идут по-другому. Работу регламентирует бюджетное законодательство: закупки, контракты, промежуточный контроль — все проводится в строгом соответствии с процедурами. В бизнесе можно принимать решения очень быстро и сразу же их реализовывать, потому что ты несешь личную ответственность. А здесь ты — часть системы, часть города, часть правительства.
Больше бюрократии?
— Процедур намного больше. Но это и понятно, в бизнесе ты рискуешь собственными деньгами, а здесь — средства бюджетные — нельзя ошибиться.
Что за год больше запомнилось? Какими достижениями можете гордиться?
— Мы 35 социальных объектов сдали. И это только по адресной инвестиционной программе (АИП), которая финансируется из бюджета. Несколько объектов были введены в кратчайшие сроки. Это лучший результат за более чем 10 лет. С учетом инвесторских строек (когда строительство инфраструктуры ведется за счет застройщиков) город получил 61 социальный объект, среди которых школы, садики, поликлиники и больницы.
Бюджет вы исполнили?
— На 93,7% и это 26,5 млрд рублей. Из них на АИП пришлось 18,2 млрд рублей. Это рекордный показатель в процентном освоении с 2006 года и максимальный показатель в денежном исчислении с 2012 года. Не освоено всего 6,3%. И это тоже позитивный рекорд — наименьший показатель за 13 лет.
На этот год какие планы?
— Близко к показателям прошлого года. Мы планируем построить и ввести 30 объектов за счет АИП. Плюс по инвесторским планам будет сдано еще 25 социальных объектов.
А как бороться с застройщиками, которые не выполнили обещание построить социальные объекты? Год уже закончен, социальные объекты не сданы.
— Мы находим возможности договариваться, чтобы не создавать таких ситуаций. В ближайшее время заработает Градостроительная комиссия, которая будет рассматривать социальные обязательства застройщиков. Думаю, что комиссия, в составе которой будут представители профильных комитетов, сможет рассматривать, в том числе, и способы влияния на тех, кто не исполняет социальные обязательства.
А если застройщик будет банкротиться? Уходить от ответственности, а потом возникать под новым юрлицом?
— Не важно, какое название будет у компании, мы же будем работать по факту и так или иначе сможем отследить судьбу компании и добиться исполнения обязательств. Ведь застройщики не хотят публичной огласки — она негативно может повлиять на их репутацию. Как это будет осуществляться на деле — станет понятно, когда появится регламент комиссии. В любом случае, город должен получить все социальные объекты, поэтому застройщики должны исполнять обязательства!
Когда градкомиссия начинает работать?
— В этом году она начнет работу. Точную дату назвать не могу — решение будет приниматься на правительстве, но в этом году точно.
За счет чего удалось решить проблему с дольщиками строительной компании "Норманн"?
— Это было достаточно сложное решение. Крупнейший объект — более 2000 квартир, объём инвестиций — 2,6 млрд, поэтому было сложно найти решение без использования бюджетных денег, но оно было найдено. В ноябре было подписано соглашение между "РСТИ" (Росстройинвест) и городом. Инвестор сразу же приступил к работе, а уже в декабре был утвержден график производства работ. Инвестору предоставили в качестве компенсации участки под застройку. Сегодня застройщик уже активно ведет работу, точно по графику.
Участки это же территория Белорусского квартала? Этот квартал останется "белорусским"?
— В части названия — нет, решение о его наименовании будет принимать уже инвестор. Но по замыслу это симметричный квартал с тем, что строится в Белоруссии, идеология симметричности осталась. Название должно символизировать и отражать концепцию, но оно может быть другим.
По "Дальпитерстрою" проблемы есть с застройкой объектов? И что дальше будет с компанией?
— Мы плотно работаем с "Дальпитерстроем", у нас регулярно проходят совещания. Компания строит жильё и соцобъекты. Есть проблемы конечно, но они постепенно решаются. Всё неидеально, далеко, но, тем не менее, движение есть. Мы следим, прежде всего, за тем, чтобы застройщик исполнил социальные обязательства, и достроил то, что уже начато.
После вступления в силу новых правил 214-ФЗ Комитет по строительству утратил свои контролирующие функции по рынку жилья?
— Застройщики действительно не обязаны представлять нам отчеты, если они строят с привлечением проектного финансирования и по эскроу. Но при необходимости мы любые отчёты можем получить. И естественно, мы отслеживаем строительную готовность всех объектов.
Сейчас многие застройщики жалуются, что не могут получить проектное финансирование. Это так?
— Массовых отказов в финансировании в Петербурге не наблюдается. Добросовестные компании, которые хорошо зарекомендовал себя на рынке, чувствуют себя нормально и не испытывают проблем. Я считаю, что те, кто до сих пор работал без проблем, и сейчас точно также продолжат работать. А те, у кого были трудности, им легче не станет.
А проблема с рабочей силой на стройках действительно так остра?
— Мы проводили мониторинг, собирали данные по дефициту рабочей силы в строительной отрасли. По нашим оценкам, сегодня не хватает порядка 20 тыс. строителей. Причем, как на частных стройках, так и при возведении гособъектов, тех, что находятся в нашей зоне ответственности. Дефицит строителей в итоге выливается в рост себестоимости работ.
Подрядчики, которые работают на соцобъектах, работают в убыток?
— Если бы это было так, они бы не работали. Бизнес не будет работать в убыток. Сегодня в городе строится 90 соцобъектов — значит это выгодно. Процент же этой выгоды всегда индивидуален и зависит от многих факторов, в том числе и от менеджмента компании. Плановая прибыль обычно в сметах закладывается в 8%. Но если управление хромает, то можно и в минус сработать.
Раньше было много скандалов с подрядчиками на соцобъектах, сейчас их стало меньше. Хороших подрядчиков стало больше?
— Хороших подрядчиков в Петербурге много. Но строительство социальных объектов, само по себе, сложное дело. Нужно уметь не только строить, но и проектировать, знать сметное ценообразование, уметь работать с экспертизой и с пользователем, причём всё в короткие сроки — это трудная задача. Каждый социальный объект, кстати, по-своему индивидуален, хотя и относится к категории типовых. Опыт работы прошлого года показал, что каждая школа, поликлиника или спортобъект — все они имеют свой особый характер. У каждого своя технология и особенности.
Какое количество застройщиков оптимально для рынка Санкт-Петербурга? Чем меньше, тем лучше?
— Это вопрос рыночной конъюнктуры. Я считаю, что не в количестве дело. Конкурентная среда должна быть. А то количество застройщиков, которое сейчас есть, план по национальному проекту выполняет.