18 февраля 2022 года на экспертной площадке Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) в совмещенном формате онлайн и очного участия состоялась дискуссия на тему «Теория и практика ESG и устойчивость развития: есть ли противоречия и как их преодолеть». Модератором выступил директор ЦСКП по устойчивому развитию и коммуникациям Илья Горбунов.
Мероприятие прошло в рамках Форума «Международная интеграция и евразийское содружество», который проходит в эти дни в развитие идей, высказанных Президентом России Владимиром Путиным на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2021 года.
Задавая тон дискуссии, Илья Горбунов объяснил, что из себя представляет классически ESG: это «экология, социальная ответственность и корпоративное управление». Однако, отметил он, в последнее время возникла определенная переоценка этих смыслов, что выразилось в доминировании экологической составляющей, ориентированной на снижение выбросов парниковых газов, борьбу с глобальным потеплением, климатическую повестку.
«Эта ситуация становится доминирующей в странах развитых экономик. Одна из основных целей – внедрение так называемого «ответственного финансирования», когда ужесточается финансирование, как отдельных ресурсных отраслей экономики, так и общее давление на страны-производители».
В пример докладчик привёл разработку углеродного налога, констатировав, что Россия здесь находится в непростом положении: страной подписана углеродная нейтральность, но переход рассчитан на десятки лет.
«Понятно, что на этом пути возникнут новые риски, новые перспективы, «откроются новые двери». Президент отметил, что мы должны стать, по существу, лидерами в климатической повестке, чтобы неприемлемые для нас варианты решения таких вопросов были нам навязаны. То есть, решение надо начинать искать уже сейчас. Понятно, что мы не должны «гнаться за трендами», которые уже существуют. Нам надо искать свои технологические решения приемлемы и для нас, и для наших мировых партнеров», - заключил он.
Затем участники перешли к докладам. Заместитель Председателя Промсвязьбанка Владимир Катренко представил социальную компоненту российской ESG-повестки, отметив, что это конкурентное преимущество нашей страны. Он обратил внимание на тот факт, что внедрение ESG-принципов влияет на стоимость предприятия и возможность привлечения финансирования, а социально ответственные компании более устойчивы в долгосрочной перспективе. В рамках энергоперехода России докладчик предложил расширить климатическую повестку, внедрить углеродное регулирование, увеличить темпы диверсификации и инвестировать в энергоэфективность.
Старший вице-президент, руководитель Норильского дивизиона ПАО ГМК «Норильский Никель» Николай Уткин поведал о курсе на устойчивое развитие компании. В частности, он представил Серную программу Норникеля, программу «Чистый Норильск - чистая Арктика, а также утверждённую компанией комплексную экологическую стратегию до 2030 года, в числе ключевых задач которой - модернизация производства и переход на передовые технологии в области охраны окружающей среды, совершенствование системы управления экологическими аспектами деятельности и соответствующими рисками. В числе прочего докладчик рассказал об участии в Программе развития Норильска и о содействии развитию коренных малочисленных народов Севера до 2024 года, куда, в том числе, входит строительство жилья.
Подключившийся по видеоконференцсвязи член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков в продолжение одного из тезисов предыдущего докладчика поделился своим мнением о том, какой может быть реализация принципов ESG на Арктической территории, подчеркнув, как важно при этом учитывать территориальные особенности, а также рассказал собравшимся о Проекте Стратегии развития северного оленеводства РФ до 2030 года.
Директор дирекции спецкомплексов ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева, депутат городской Думы Таганрога, член Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Карагодин выступил с докладом «Внедрение ESG "Экологическое, социальное и корпоративно управление" в промышленности города Таганрога». Так, речь в его выступлении шла о внедрении в работу ОКБ методов числовых вычислений и цифрового моделирования, замене промышленного оборудования на современные станки и ЧПУ, а также об изменениях структуры рынка труда.
О ESG декларациях на примере сельского хозяйства рассказала Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева, презентовав Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», а член Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Сергей Черногаев заявил в своём выступлении о необходимости учета социальной политики в программе ESG.
О реализации концепции ESG в строительстве рассказал вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), член Экспертного Совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Антон Мороз.
Прежде всего, он заявил, что строительная отрасль - достаточно консервативная, и все процессы, подразумевающие изменение отношения к проблемам необходимости защиты экологии, стали актуальны для строителей на постсоветском пространстве на этапе становления и развития новой современной России, с появлением термина ESG в последние годы, когда несколько начал меняться взгляд россиян на требования к жилищному строительству и его обеспеченности комфортной инфраструктурой во всех смыслах этого слова.
«В целом стандарты ESG и уровень экологической ответственности у нас в строительстве пока еще развиты крайне слабо, если не брать крупные, скажем так, специализированные стройки, такие, как строительство объектов атомной промышленности, речного хозяйства и транспортного строительство, где сами стандарты экологической безопасности были заложены в принципе в процессе проектирования и строительства этих объектов».
Мороз также напомнил, что строительная отрасль объединяет 97 тысяч компаний - это от 7 до 12 миллионов населения страны, которые в той или иной степени связаны с отраслью.
«92% в составе этих компаний - это малый бизнес, у которого элементарно не хватает денежных средств на техническое перевооружение, внедрение новых экологичных и энергоэффективных технологий в производственные процессы. Также существует проблема недооцененности строительных работ, что приводит к тому, что большая часть госконтрактов у нас в стране не разыгрывается просто по экономической причине, невозможно их реализовать за заявленный бюджет, это все не создает возможности модификации строительных предприятий и производственных мощностей. Поэтому сложно говорить о внедрении энергоэффективности и экологичности, об использовании новых строительных материалов и технологий строительными компаниями субъектами малого бизнеса. К сожалению, давайте говорить объективно, даже в крупных строительных группах, которые работают в промышленности, думаю, далеко не все используют средства для того, чтобы развивать новые технологии, далеко не всегда учитывают концепцию ESG в процессе строительства.
Но, например, если посмотреть на жилищное строительство, где сейчас перед отраслью стоят задачи масштабные, которые придётся реализовать в ближайшие годы, уже наблюдается запрос и потребность от населения в соблюдении новых веяний, в том числе, в социальной и экологической ответственности бизнеса. И это придётся учитывать строительным компаниям, ведь большая часть жилищного строительства финансируется населением, а не государством, как это было в Советском Союзе. Частные инвесторы финансируют стройку не только по принципу, где дешевле, а по принципу, где хорошо, комфортно и где можно сэкономить на эксплуатации, чему и способствует внедрение новых технологий, в том числе энергоэфективных и экологичных».
Антон Мороз подчеркнул, что для девелоперов ESG-критерии в значительной степени связаны с экологическим строительством и созданием комфортной городской среды. Это уже прописывается в документах стратегического планирования страны: например, в нацпроекте «Жильё и городская среда», где установлено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.
А в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года предусмотрено, что при решении задач предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду необходимо увеличивать объем строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов.
При этом под комфортной городской средой, подчеркнул Мороз, подразумевается не только благоустройство, но и доступность объектов культуры и спорта, объектов для маломобильных граждан, транспортной инфраструктуры и безопасность дорожного движения, состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, безопасность и экологичность проживания населения на территории.
«В России насчитывается 319 моногородов и это острая проблема для нашей страны. Поэтому одна из важнейших задач государства - обеспечить устойчивое развитие таковых и превратить их в полигорода. Для этого нужно огромное госфинансирование и привлечение частных инвестиций».
Кроме того, по словам Мороза, нужно ускорить процесс перехода на «интенсиональное развитие» – заполнение пустующих территорий внутри города, тем самым формируя новые центры – каркас полицентрического города.
«Полицентричная модель снижает потребность жителей перемещаться в формате «периферия – центр – периферия», экономит время жителей, снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру, разгружает центр города», - пояснил он. Все это в том числе серьезно влияет на процессы загрязнения окружающей среды.
Одним их предусмотренных механизмов по развитию моногородов и увеличению практик по переходу на полицентричное развитие городов, считает вице-президент НОСТРОЙ, может стать механизм комплексного развития территорий (КРТ).
«Внедрение механизма КРТ в целях сбалансированного пространственного развития, возрождения депрессивных территорий, ликвидации аварийного и ветхого жилья, создания современных и комфортных и экологически чистых публичных пространств сегодня имеет приоритетное значение и является основным инструментом для выполнения национальных задач по повышению качества жизни россиян».
Антон Мороз напомнил, что принятый в декабре прошлого года 494-ФЗ дал российским субъектам широкие полномочия и необходимый инструментарий для реализации программ обновления городской застройки, обеспечения гармоничного развития территорий, в том числе с привлечением внебюджетных источников. В пример он привёл опыт правового регулирования и реализации таких проектов в Москве, показавший, какие правовые инструменты позволяют произвести редевеломплмент наиболее социально, экономически и экологически «безболезненно».
Еще одно направление, которое, по мнению докладчика, неизбежно приведет к гармоничному развитию комфортной и экологичной городской среды в крупных городах России - реновация промышленных зон.
«При комплексном развитии интерес появляется и у регионов, и у крупных застройщиков, инвесторов. Сегодня в городах дефицит свободных земель в их центральных частях, где уже давно сложилась застройка. Строительство идет, в основном на периферии, где есть свободная земля. Но строительство жилья там повлечет удорожание сметы не менее, чем на 20%, из-за необходимости строить большие объемы различных инфраструктурных объектов. Тем временем в центрах городов многоквартирные и индивидуальные жилые дома начинают приходить в негодность, пополнять ряды ветхого и аварийного фонда.
Сегодня застройщики самостоятельно не готовы заходить на такие территории и брать на себя все риски по выкупу чьих-то прав. Да и бюджеты в регионах и муниципалитетах также не всегда имеют достаточные средства», - констатировал докладчик.
Эту проблему, добавил он, можно решить только совместно – бюджету и инвесторам в рамках механизмов КРТ и ГЧП.
Отдельный блок своего выступления Антон Мороз посвятил «зелёному строительству». Он акцентировал внимание на том, что застройщики при строительстве и осуществлении проектов КРТ могут и должны внедрять использование «зеленых стандартов» для оценки экологической эффективности зданий, поскольку строительная отрасль на сегодняшний день формирует 29% выбросов СО2, а автомобильная – ещё 23%.
Кроме того, Мороз предлагает рассмотреть зарубежную практику и методологию сертификации по стандартам BREEAM, LEED, и использовать при внедрении технологий в современное строительство в нашей стране, конечно, адаптировав ее к Российскому законодательству. Он сообщил, что крупные российские кредитные организации уже готовят и начинают запуск новых специальных «продуктов» для строителей. Например, ДОМ.РФ в этом году планирует выпустить первую партию «зелёных» ипотечных облигаций, сейчас ведется разработка концепции таких ценных бумаг.
«Несомненно, если подойти к идеальной модели, стандарты ESG выгодны и застройщикам, и строителям, и, при условии их совместного плавного внедрения в отраслевой бизнес - государству, с пониманием того, что населением таковые востребованы. Кроме того, они помогают привлекать дополнительное финансирование, позволяют осуществлять менее экологически «вредное» строительство, увеличивать его темпы и исключать «просрочку» исполнения обязательств подрядчика», - резюмировал Антон Мороз.
Он также отметил, что расширение возможностей финансирования возможно благодаря привлечению иностранных инвестиций, использованию льготного кредитования и иных финансовых предложений российских и зарубежных банков, а повсеместность использования стандартов ESG возможна за счет принятия надлежащего технического регулирования – обязательных для применения ГОСТов, Сводов правил и стандартов.
«У нас серьезно меняется система стандартизации и технического регулирования в строительстве, сокращаются административные барьеры, укорачиваются сроки согласования документов, бОльшая ответственность перекладывается на плечи самих строителей и общественных организаций, их объединяющих, - и это правильно! Естественно, это происходит с сохранением государственного регулирования, но и с упрощением системы создания необходимых нормативов, о чем сейчас всегда говорится на совещаниях и вице-премьера Марата Хуснуллина и главы Минстроя Ирека Файзуллина. Безусловно, сокращение админбарьеров в строительстве на 3 тысячи - это серьёзнейшая работа, которая проведена. Но если эти барьеры будут в дальнейшем не сокращаться, а в той или иной мере сохраняться - конечно, вводить новые экологические и энергоэффективные технологии и продукты в процесс строительного производства будет крайне сложно», - подытожил Антон Мороз, не забыв добавить ко всему прочему и про остро стоящий перед отраслью кадровый вопрос. По его словам, сейчас крайне малое количество специалистов, способных работать в «цифре», а также нет достаточного уровня образовательных программ для появления специалистов по данным направлениям и для внедрения экологических и энергоэффективных продуктов на строительный рынок.
О бережном отношении к экологии и климату, как важной составляющей ESG, напомнила участникам общественный деятель Ольга Курносова, а подключившийся в онлайн-режиме Председатель Совета директоров АО «ГМК» Михаил Кислюк доложил о реализации концепции создания научно-производственного кластера «Спецстали с заданными свойствами» с применением новейших в мире «зелёных» технологий.
На тему «Эколого-экономическая эволюция: Биосферные территории» выступил директор Алтайского биосферного заповедника Игорь Калмыков.
Депутат фракции «Единая Россия», заместитель Председателя Комиссии по экономической политике, науке и промышленности Иван Новицкий рассказал о том, какие меры по внедрению ESG принимает московское правительство в развитие города, отметив, что очень многое о строительстве рассказал Антон Мороз, не забыв отметить позитивный опыт столицы.
О подготовке кадров для Арктики поведал исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, г.н.с. ИЭП КНЦ РАН, профессор ВШМП Алексей Фадеев.
Депутат района Новогиреево г. Москвы, главный редактор журнала «Российская Арктика» Кира Змиева представила доклад «ESG-трансформация для устойчивого развития Арктики».
Подводя итоги, Илья Горбунов констатировал, что дискуссия удалась, за что выразил благодарность гендиректору ЦСКП Людмиле Шуваловой, которая инициировала проведение Форума.
Выступая с заключительным словом, Горбунов озвучил необходимость всячески стимулировать предприятия к внедрению энергоэффективных и природосберегающих технологий. А на законодательном уровне, по его мнению, нужно принимать инициативы, стимулирующие инновационные решения. Но делать это не на основе «налоговой удавки», а на основе принципа инвестиционной льготы, отметил он.
«Состояние российской Арктики – дело всех стран, всех ведущих мировых экономик. Глобальное потепление и подъем уровня мирового океана может затронуть Россию в значительно меньшей степени, чем страны, главные города которых расположены на морских и океанских берегах. Поэтому целесообразно, чтобы мировые экономики не вводили нам углеродный налог, а совместно с нами участвовали в программах спасения российского Севера. Здесь для нас путь открыт», - подытожил эксперт.