28 июня 2022 года в смешанном формате очного и онлайн участия под председательством депутата Государственной Думы Владимира Ресина состоялось заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на тему: «Правовое регулирование в сфере градостроительства».
В состав президиума вошли Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, Первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Кошелев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Гордеев, ответственный секретарь Экспертного Совета Светлана Бачурина.
От Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по видеоконференцсвязи подключились вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, председатель Комитета НОСТРОЙ по транспортному строительству Леонид Хвоинский, Координатор НОСТРОЙ по СФО, вице-президент РСС Максим Федорченко.
Ключевым вопросом обсуждения стали объекты незавершенного строительства (ОНС) - возникающие с ними проблемы и пути решения таковых.
Открывший заседание Владимир Ресин в своём вступлении напомнил, что в конце 2021 года в Градкодексе РФ появилась самостоятельная Глава 6.5 «Отнесение объектов незавершённого строительства, строительство, реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к незавершенным объектам капитального строительства».
«Тема долгостроев, безрезультатно закопанных денег- больная, сложная во всех отношениях, но Президентом России поставлена задача поэтапно, за полтора-два года завершить строительство ранее замороженных объектов», - заметил он.
Ситуацию с долгостроями, считает Ресин, надо менять и это касается всех отраслей и всех видов строительства. К примеру, в долевом строительстве единый реестр проблемных объектов содержит 2189 объектов.
Также он напомнил, что в марте текущего года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» по внедрению новых подходов к управлению незавершёнными строительными объектами, а полномочия главного координатора работы по ликвидации долгостроев переданы Минстрою. Кроме того, та постановка вопроса, которая сегодня есть в Минстрое России, наконец-то хотя бы по своей структуре охватила весь объём капитального строительства по всей номенклатуре, считает спикер, а сама постановка вопроса привела к тому, что вопрос долгостроев рассматривался на Госсовете.
Замглавы Минстроя России Юрий Гордеев рассказал, что с этого года ведомству передано ведение объектов незавершённого строительства и реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). В Минстрое к этой работе уже приступили и подготовили ряд правительственных документов. Например, в их числе Постановление Правительства РФ «Об утверждении и формировании Федерального реестра незавершённых объектов капительного строительства, состава включаемых в него сведений и порядка предоставления сведений из такого реестра». Кроме того, в ведомстве уже сейчас проанализировали 35 государственных программ, в которых присутствуют капитальные вложения от 73 главных распорядителей бюджетных средств. В настоящее время, поделился статистикой замминистра, в рамках предложений на «пятилетку» представлены заявки, в которых содержится следующая информация: 1493 объекта капитального строительства и укрупнённых мероприятий, из которых 896 переходящих объектов на общую сумму практически 2 триллиона рублей, 69 укрупнённых мероприятий, в основном, по предоставлению субсидий субъектам РФ, примерно на один триллион рублей, и 528 вновь начинаемых объектов. Он также напомнил о соответствующем поручении Президента РФ, в котором сформированы основные посылы по формированию пятилетней государственной программы «Строительство». Так, ведомство будет рассматривать и включать в пятилетнюю программу объекты переходящие и объекты незавершённого строительства, которые сейчас оформлены; продолжать разрабатывать нормативную базу, которая позволит вести реестр объектов незавершённого строительства.
Аудитор Счётной палаты РФ Наталья Трунова отметила, что Палата уделяет большое внимание проблемам незавершённого строительства и ведёт постоянный мониторинг таких объектов на основе данных казначейства. Среди существующих проблем аудитор назвала недостаток качества инвентаризации объектов незавершённого строительства, полноты и достоверности информации, предоставляемой в отчётности; недостаточное понимание технического состояния объекта, его стадии готовности, актуальности проектной документации; отсутствие понимания, где и какие объекты, в том числе социально значимые, нужно достроить и от чего можно отказаться, освободив тем самым площадки для строительства новых, востребованных объектов; отсутствие действенного механизма учёта ОНС и их вовлечения в хозяйственный оборот при формировании Адресных инвестиционных программ. Кроме того, добавила она, все отмечают проблему, касающуюся бюджетного планирования - это проектно-сметная документация, которую должны предоставить субъекты для попадания в государственные программы и федеральные проекты.
Заместитель председателя Комитета ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Николай Алексеенко в своём выступлении остановился на оценке квалификации подрядчика в системе госзаказа.
«Сейчас мы подходим к дискуссии, которая ведется уже много лет - это оценка участников рынка госзаказа. Статистика последних трёх лет говорит о том, что расторгается каждый четвёртый контракт в сфере строительства, либо к исполнителю применяются штрафные санкции. Общая стоимость таких контрактов составила более четырёх триллионов рублей», - озвучил он цифры, добавив, что как следствие появляются объекты незавершённого строительства.
Нужна конкуренция и профессионализм участников рынка, считает Алексеенко, а отправной точкой для этого, как прописано в самой Стратегии, являются совершенствование правил допуска на рынок, учёт реализованных проектов, опыта и квалификации участников рынка, в том числе за счёт предквалификационного отбора на госзаказе.
«Суть одна - это оценка возможностей компании, её конкурентоспособности, возможности выполнить определённую работу с надлежащим качеством и в установленный срок», - пояснил он и высказал тезис о том, что независимость, открытость, отсутствие нагрузки на бизнес - это основы для оценки компании по госзаказу. Всё это, по его словам, может быть достигнуто за счёт эффектов от цифровизации и автоматизации строительной отрасли. Николай Алексеенко презентовал разработанную концепцию законопроекта, которым предлагается наделить Единого заказчика функцией оператора автоматизированной системы рейтингования.
Генеральный директор ППК «Единый заказчик» Карен Оганесян сообщил, что сегодня в портфеле компании находится 160 объектов, по 54 из которых ведутся строительно-монтажные работы, а самый старый объект датируется 1986 годом. Самыми проблемными, утверждает он, являются объекты культурного строительства (ОКС). В связи с этим предлагается, в числе прочего, упростить правила консервации объекта в рамках ПП РФ №802.
Генеральный директор ФБУ «Федеральный центр строительного контроля» (РОССТРОЙКОНТРОЛЬ) Владимир Щербинин объяснил некоторые причины появления ОНС у заказчиков. Основная, как правило, кроется в неэффективном расходовании денежных средств. Кроме того, существуют случаи, когда объект потерял свою актуальность, либо же виновниками появления проблемных объектов служат некачественная проработка проекта и ошибки при проектировании, что при переработке такового ведёт к его удорожанию. Поэтому самый безопасный для заказчика путь, считает докладчик, актуализировать проектную документацию и изыскать деньги на достройку. Глава Росстройконтроля также резюмировал, что необходимо провести огромную работу по качественной инвентаризации ОНС, разделив их в итоге на три группы: объекты, подлежащие безусловному дострою; объекты, подлежащие приватизации; объекты, которые подлежат списанию. По каждой группе он предложил отработать чёткий механизм принятия решений.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин в свою очередь акцентировал внимание на том, что ни один объект не может быть построен без проведённых качественных инженерных изысканий и выполненных на высоком профессиональном уровне проектных работ. Основной для всех этих действий является решения, которые связаны с деятельностью заказчика и деятельностью потребителя. Глава НОПРИЗ отметил, что выступающие правильно отразили все те проблемы, которые существуют, а все озвученные меры, считает он, помогут, но пора переходить на понятие жизненного цикла объекта.
Подключившийся по видеоконференцсвязи заместитель Губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов обратил внимание на существующую в регионе проблему, связанную с возникновением ситуаций, когда на ОНС происходят несчастные случаи с детьми. К сожалению, констатировал он, есть частные объекты, владельцев которых не пугают штрафы за не охрану и не консервацию таковых, и не заставляют их завершать строительство. В связи с этим спикер предложил внести в отношении частных собственников ОНС изменения в законодательство, которые позволили бы в случае, если какое-то время не происходит завершение строительства, принимать решение об изъятии этого участка и реализации его с торгов.
Координатор НОСТРОЙ по СФО, вице-президент РСС Максим Федорченко представил опыт достройки проблемных объектов на примере гостинцы «Турист», строительство которой началось в далёком 1972 году.
Член Правительства Республики Карелия – Министр имущественных и земельных отношений Республики Карелия Янина Свидская рассказала о том, что у них посмотрели на ОНС с точки зрения земельных отношений и вовлечения их в хозяйственный оборот, поделив их на публичную и частную собственность. Чтобы принимать решение о том, достраивать такие объекты или сносить, возник вопрос с определением правового статуса ОНС, поделилась Свидская. Она отметила, что каких-либо критериев определения объектов ОНС нет, а в Градкодексе РФ дано понятие именно через объект капительного строительства, который требует кадастрового учёта и государственной регистрации.
В завершение выступил Глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, который напомнил участникам о принятых изменениях в Градкодекс, где постарались максимально четко зафиксировать, что такое «недострой», отдельно остановился на стройках, которыми занимается бизнес и где тоже существует огромное количество ОНС. И виной тому, высказался Пахомов, не строители. Здесь он, соглашаясь с тезисами Михаила Посохина, заявил, что надо выходить на решения, которые будут повышать роль и ответственность проектных организаций.
«В общем и целом подходы, конечно, надо менять. Поэтому проблему нужно разделить: что делать с теми недостройками, которые сегодня есть, и как сделать так, чтобы их завтра не было», - резюмировал он и обозначил дальнейший курс на максимальное упрощение всех процедур как при строительстве, так и при ликвидации недостроенных объектов, а также на сохранение внешнего облика городов.