Всего с января по июнь 2023 года в дорогом сегменте девелоперы реализовали около 380 лотов – 33 тысячи кв. м, подсчитали аналитики Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость». Лидером спроса остается Петроградский район: 73% сделок. На втором месте – Василеостровский: 18%. В остальных локациях фиксируются единичные сделки.
Больше половины предложения составляют квартиры в уже сданных объектах, отмечает Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»: «При наличии ликвидного готового продукта, интерес покупателей фокусируется именно на нём. Кроме того, в первом полугодии 2023-го предложение в элитном сегменте пополнялось небольшими пулами, тогда как в прошлом году стартовали продажи более крупных проектов».
Еще одна важная тенденция: 63% сделок пришлось на собственные программы рассрочки. Доля стопроцентной оплаты сократилась втрое: с 42 до 13%. Ипотека в дорогом сегменте тоже не слишком популярна: всего лишь 24% покупателей используют банковские кредиты.
Эксперты консалтинговой компании NF Group приводят другие цифры: по их сведениям, в первом полугодии на первичном рынке элитного жилья Петербурга было реализовано около 115 квартир и апартаментов, на 27% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Расхождение может быть связано с использованием разных методик: в NF Group более строго подходят к определению дорогого жилья. Впрочем, в NF Group согласны с тем, что интерес покупателей смещается в сторону комплексов на высокой стадии готовности: 58% сделок было заключено с лотами в комплексах, уже введенных в эксплуатацию. Еще один важный тренд: растет доля сделок с покупателями из Москвы и регионов.
По оценкам Леонида Рысева, генерального директора компании «VIPFLAT-Элитные квартиры», спрос в элитном сегменте в первом полугодии 2023-го оказался ниже, чем в прошлом году: до мая – примерно на 10-12%, в июне – примерно на 30%. «После падения рубля многие продавцы убрали свои объекты с рынка, – комментирует Леонид Рысев. - Жилье в ЖК на ранних стадиях не интересно никому вообще – слишком высоки риски. И «горячих денег», которые срочно надо куда-то пристроить, стало ощутимо меньше».