7 сентября 2023 года в Технопарке состоялась научно-практическая конференция «Использование механизма КРТ для развития наукоградов, малых и сельских агломераций».
Открыл мероприятие выступивший модератором вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз, который зачитал в адрес гостей и участников приветствие Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина.
От региона с приветствием выступил заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов. Он подчеркнул важность создания рабочих мест в рамках КРТ, остановился на вопросах развития ИЖС и Академгородков.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), вице-президент Российского союза строителей (РСС) Анвар Шамузафаров коснулся в своём выступлении КРТ для развития наукоградов и иных малых агломераций, подчеркнув, что по очень многим показателям Новосибирская область является одной из передовых в этом плане. Говоря о работе НОПРИЗ в этой части, он сообщил о готовящихся многочисленных документах для развития градостроительства малоэтажного и индивидуального жилищного строительства. В числе инициативных Мега-проектов НОПРИЗ:
По видеоконференцсвязи о реализации комплексного развития территорий в стране в целом доложила директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич, которая сообщила, что регионами заявлено под КРТ более 25 тыс га и сейчас готовится 428 решений.
Первый заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов осветил практику создания единого оператора комплексного развития территорий. Он сообщил, что в регионе на сегодня принято 13 решений о КРТ, 9 из них - по городу Новосибирску, а также презентовал проект «СмартСити-Новосибирск» - Академгородок на территории свыше 800 га.
В своём выступлении замминистра выделил две проблемы, которые, по его мнению, препятствуют КРТ в целях жилищного строительства по инициативе правообладателя: это проблема изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду публичным образованием, и вопрос возможности участия в договоре о КРТ более одного органа власти.
В продолжение темы заместитель генерального директора по развитию АО «АРЖС НСО» Александр Савоськин рассказал об особенностях заключения договоров субаренды региональным оператором, механизмах финансирования инфраструктурного обеспечения, а также познакомил собравшихся с практикой комплексного развития территории жилой застройки микрорайона «Клюквенный», который будет представлять собой кампус среднего образования, подробнее рассказал о инновационной и научно-образовательной деятельности «СмартСити-Новосибирск» в рамках концепции «Академгородок 2.0», и о проекте комплексного развития незастроенной территории в устье реки Ини, где планируется создать рекреационную зону.
Опыт развития проектов застроенных территорий в Московской области осветила заместитель министра жилищной политики Московской области Ольга Иванникова.
Координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ по СФО, вице-президент РСС по работе в СФО, председатель комитета по улучшению и инвестиционного климата и КРТ Максим Федорченко высказал предложение о том, чтобы для эффективного формирования площадок КРТ по аналогии с ветхими МКД ввести процедуру голосования собственников частных домов, находящихся в границах планируемой площадки КРТ.
Следующий блок был посвящён инфраструктурным бюджетным кредитам для развития системы коммуникаций агломераций. Директор корпоративного бизнеса Сибирского регионального центра Банка ДОМ.РФ Евгений Штихлинг поделился опытом финансирования проектов КРТ.
В свою очередь директор МУП г. Новосибирска «Горводоканал» Юрий Похил высказался о том, что обеспечение территорий сельских поселений инженерными коммуникациями в целях комплексного жилищного строительства для инвесторов непосильная задача, поэтому требуется применение инструментов инфраструктурного меню с координацией Правительством.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Шинделов представил программу комплексного развития сельских территорий (КРСТ), рассказав о её преимуществах на практике. Благодаря реализации программы, отметил он, Новосибирская область занимает первое место по федеральному проекту «Современный облик сельских территорий» (в 2023 году для реализации отобраны 7 проектов в 5 районах), а также второе место по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» (распределение бюджетных ассигнований из федерального бюджета - 1 млд 546 млн 879 тыс рублей).
Переходя к теме формирования национальной системы пространственных данных, руководитель Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова сообщила, что Новосибирская область вошла в число 30 пилотных регионов, которым поручено наполнение ЕГРН сведениями в 100% объёме до конца 2023 года. Однако, констатировала она, внесение части сведений не представляется возможным по техническим причинам (наличие пересечений с иными объектами), а внесение изменений в 218-ФЗ законом № 438-ФЗ снимает часть проблемных вопросов, но он вступает в силу только 1 февраля 2024 года.
Директор ГБУ НСО «Геофонд НСО» Александр Дяков выступил с презентацией деятельности учреждения по созданию топосъемки в векторе, продемонстрировав возможности и проблемы отечественного программного обеспечения ГИС Панорама.
Последний блок конференции был посвящён научно-техническому сопровождению особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Примеры выполнения такового представил вице-президент НОПРИЗ, заведующий кафедрой «Технология и организация строительного производства» МГСУ, доктор технических наук, профессор Азарий Лапидус. Он также представил 10-ю редакцию свода правил по научно-техническому сопровождению инженерных изысканий, проектирования и строительства.
Начальник Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области Алексей Нечунаев подчеркнул, что Главгосэкспертиза исключает из проектной документации на строительство сложных объектов расходы на научно-техническое сопровождение. Он при этом заметил, что невозможность проведения экспериментов при строительстве уникальных и технически-сложных объектов, таких как, например, СКИФ может привести к невозможности проведения точных исследований после завершения строительства, а значит и приведет к бесполезности всего огромного проекта в целом.
Подключившийся по видеоконференцсвязи заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко рассказал о работе Минстроя России по сокращению инвестиционно-строительного цикла и о работе относительно того, чтобы полностью узаконить применение научно-технического регулирования.
Антон Глушков в своем выступлении остановился на ключевых направлениях, затрагивающих деятельность как застройщиков, так и проектировщиков, а также системы саморегулирования и научного сообщества.
Первое, на что обратил внимание участников конференции президент НОСТРОЙ – увеличение объемов на рынке жилищного строительства. Он назвал «беспрецедентно большим» количество людей, которые благодаря мерам государственной поддержки смогли улучшить свои жилищные условия.
«Если сравнивать итоги ипотечного кредитования 2022 и 2023 годов, то мы увидим, что первичный рынок буквально за год увеличился на 30%. Это хороший результат», – отметил Антон Глушков, подчеркнув, что сейчас главное – не допустить снижения спроса, и этот вопрос остается одним из важнейших на повестке.
Еще одна приоритетная задача, которую обозначил глава нацобъединения – оптимизация инвестиционно-строительного цикла. Ее решение, пояснил Антон Глушков, позволит при снижении капитальных затрат стройки «максимально сохранить пиковую нагрузку, которую сейчас имеет строительный комплекс».
«Есть ряд направлений деятельности, связанных не только с прямой финансовой поддержкой государства, но и скрытые резервы. В частности, это изменение технического регулирования в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», сокращение административных процедур, снижение материалоемкости и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Необходимо выстраивать взаимоотношения между бизнесом и властью, тем более что сегодня налажен диалог профессионального сообщества, которые представляют интересы строителей, и федеральных органов исполнительной власти. Мы очень много общаемся, и, надо сказать, что мнение бизнеса учитывается при формировании инвестиционных программ или нормативных документов. Проектные организации и строительный бизнес уже оценили те меры поддержки, которые были приняты за последние четыре года», – резюмировал Антон Глушков.