Смольный подготовил законодательную базу к "разморозке" закона о комплексном развитии территорий в Петербурге. Однако за прошедшие 3 года потенциальная привлекательность таких проектов как минимум не выросла.
Три с половиной года назад в Петербурге был принят закон о комплексном развитии территорий (КРТ), который вызвал большой общественный резонанс. В итоге его вступление в силу приостановили. На тот момент "ДП" оценивал, насколько привлекательно было бы для девелоперов заниматься реновацией. Мы считали объёмы старого фонда под расселение и снос, примерную себестоимость нового строительства и ориентировочную выручку девелопера.
Тогда цифры показывали: проекты сложные, но в целом посильные. Совокупно на тот момент в реновацию крупнейших хрущёвских кварталов потребовалось бы вложить около 2 трлн рублей, а выручка могла достигать 2,5 трлн. То есть ориентировочная маржа составляла порядка 500 млрд рублей, или около 20% в среднем по городу, — при всех допущениях и оговорках эта экономика выглядела рабочей.
В 2025 году пересчёт дал совершенно иной результат: при росте себестоимости более чем на 50% совокупные инвестиции увеличиваются примерно до 3 трлн рублей, а возможная выручка — лишь около 3,3 трлн. Формально маржа сохраняется, но сокращается до 300 млрд рублей, то есть почти вдвое, а в ряде крупных районов уходит в отрицательную зону. Это означает, что запас прочности, который был у проектов три с половиной года назад, фактически исчез.